Урок № 3

Ходы фигур. Взятие фигур. Ценность фигур
Шахматная ладья
Ладьи — сторожевые башни замка.
В начале партии стоят по углам. Ходят ладьи по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) во все стороны: вверх, вниз, налево и направо. Если на пути ладьи стоит своя фигура или пешка, то перепрыгивать через неё, оббегать ее вокруг или становиться с ней рядышком на одном поле ладья не имеет права. Если же это фигура соперника, то ладья может побить её.
Шахматный слон
Слон — шахматная фигура.
Игроки начинают игру с двумя слонами. В начале партии белые слоны занимают поля c1 и f1, черные — c8 и f8.
Слон может перемещаться на любое число полей по диагонали, при условии, что на его пути нет фигур.
Каждый слон может перемещаться либо только по белым полям, либо только по чёрным, поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно. Обуславливается это цветом поля в начальной позиции слона.

Бьёт слон так же, как и ходит — по диагонали. После взятия слон встаёт на поле, которое занимала побитая фигура.
Шахматный ферзь
Ферзь — самая сильная шахматная фигура. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».
В шахматах ферзь может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности ладьи и слона.

Бьёт ферзь так же, как ходит.
Шахматный конь
Конь
Конь ходит буквой «Г».
То есть конь своим ходом передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону, образуя букву «Г». Таким вот образом конь может передвигаться и наносить удары в любую сторону.

Стрелками показаны направления его движения.
Обратите внимание: с белого поля конь может попасть за один ход только на чёрное поле, а с чёрного поля — на белое.
Бьёт конь тоже только на тех полях, на которые ходит, и занимает место побитой фигуры.
У коня есть явное преимущество: он может перепрыгивать через любые фигуры, хоть свои, хоть чужие. Важно, что перескакивая через неприятельские фигуры, конь их не съедает, они остаются на доске.
Шахматные пешки
Пешки
Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая НЕ может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед.
После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход.
Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево
Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает.

Если пешка дойдёт до последней горизонтали или чёрная пешка до первой, она превратится в любую фигуру (по вашему выбору) своего цвета, кроме короля.

В кого превратить пешку, нужно решать по позиции. Говорят, плоха та пешка, которая не мечтает стать ферзем. Так что ферзей на доске может быть столько, сколько пешек до края доски вы сумеете довести. Теоретически, на доске могут поселиться целых 9 ферзей.
Шахматный король
Король
Король — главная шахматная фигура. Самая ценная и самая высокая, хотя и не сильнейшая. Цель шахматной партии — объявить мат королю соперника (т. е. поставить его под удар так, чтобы не было защиты), при этом никому из игроков нельзя забирать короля с доски, поскольку эта фигура стоит на шахматной доске вплоть до окончания партии.

Ходит он очень медленно и осторожно — только на одну клеточку, зато в любую сторону: вперёд, назад, вбок и наискосок.
Шахматный король
Ценность фигур — сила каждой шахматной фигуры относительно пешки.
пешка — 1 пешка
слон — 3 пешки
конь — 3 пешки
ладья — 5 пешек
ферзь — 9 пешек
король — бесценен
Ферзь и ладья
Тяжёлыми фигурами называются ферзь и ладья, потому что они стоят больше всего пешек.

Лёгкими фигурами называются конь и слон, которые имеют меньшую ценность. Неожиданно, но слон в шахматах — лёгкий.
Домашнее задание
Нарисовать стрелкой, какие фигуры подряд может срубить пешка.
Нужно провести пешки до конца, за оба цвета и поставить ферзей.

Белая ладья должна побить все черные фигуры (кроме короля), беря каждым ходом по фигуре.

Белый слон должен побить все черные фигуры (кроме короля), беря каждым ходом по фигуре.

Съешь конем все пешки соперника, каждым ходом забирая одну из них. Ход белых.

Съешь ферзем все пешки соперника, каждым ходом забирая одну из них. Ход белых.

Съешь королем все пешки соперника, каждым ходом забирая одну из них. Ход белых.
Предыдущий урок К списку уроков Следующий урок
Made on
Tilda